Ответственность за нарушение миграционного законодательства
31.10.2022В соответствии с Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы» одной из задач миграционной политики Российской Федерации является развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.
Так, законодательством Российской Федерации за противоправные действия в сфере незаконной миграции предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Выделяются две основные категории административных правонарушений: в области защиты Государственной границы Российской Федерации и в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Административными правонарушениями в области защиты государственной границы могут быть признаны нарушения установленного порядка управления в этой сфере, посягающие на систему обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики, в том числе часть из них касается обеспечения функционирования границы и ее неприкосновенности (часть 3 статьи 18.1, часть 2 статьи 18.2, часть 2 статьи 18.3, статья 18.5, статья 18.6 КоАП РФ).
В области миграционных отношений выделяются нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил:
- пересечения Государственной границы Российской Федерации, порядка следования от нее до пунктов пропуска и в обратном направлении (статья 18.1 КоАП РФ);
- въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в ней (статья 18.2 КоАП РФ);
- въезда либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации (статья 18.8 КоАП РФ);
- провоза лиц через Государственную границу Российской Федерации (статья 18.14 КоАП РФ).
Субъектами указанных правонарушений выступают как физические лица (граждане (должностные лица) Российской Федерации, иностранные граждане, апатриды), так и юридические лица.
В качестве наказания за данные правонарушения КоАП РФ, как правило, предусматривает наложение административного штрафа, в отдельных случаях - предупреждение, административное приостановление деятельности.
В качестве дополнительного наказания в ряде составов предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Преступления в сфере миграции относятся к категориям преступления против порядка управления.
Основным составом преступления в сфере миграционных отношений является незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (статья 322 УК РФ).
Так, указанной нормой установлена ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Также пересечение Государственной границы Российской Федерации запрещено иностранным гражданам или лицам без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, состав преступления образуют указанные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения.
С учетом положений статьи 20 УК РФ ответственность за совершение рассматриваемого преступления наступает с 16-летнего возраста.
Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Статьей 322.1 УК РФ установлена ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
В статьях 322.2 и ст. 322.3 УК РФ установлена ответственность применительно к миграционным отношениям за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.
В качестве наказания за данные преступления предусмотрено как наложение штрафа, так и принудительные работы, лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд составов преступлений, связанных с въездом, пребыванием (проживанием) иностранных граждан на территории Российской Федерации в нарушение требований законодательства.
Так, статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до семи лет.
Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЭ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части, касающейся усиления ответственности за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Так, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 322.2, 322.3, устанавливающими уголовную ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную постановку на учет по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» под фиктивной регистрацией по месту жительства понимается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
Фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилом помещении является постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
Указанные деяния наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Вместе с тем, лица, совершившие преступления, предусмотренные данными статьями, освобождаются от уголовной ответственности, если они способствовали раскрытию этих преступлений и если в их действиях не содержится иного состава преступления.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена в статьях 18.8, 18.9.
Так, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб.
Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства аналогичного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 7 тыс. руб.
За совершение указанных правонарушений, наряду с назначением штрафа, может применяться наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Более строгие санкции предусмотрены за нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.
Частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. руб.
Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, в соответствии с частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 300 тыс. руб.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета в силу части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц - от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 500 тыс. руб.
В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности, что способно кратно увеличить общий размер наложенных штрафов.
Другие новости
Плешаново Красногвардейского района на проспекте Гагарина произошло дорожно-транспортное происшествие.30 октября 2024 года в вечернее время в селе Плешаново Красногвардейского района на проспекте Гагарина произошло дорожно-транспортное происшествие.05.11.2024 | На страже закона10.10.2024 |
В реанимационное отделение ГБУЗ «Сорочинская МБ» была доставлена несовершеннолетняя5 октября 2024 года группа в реанимационное отделение ГБУЗ «Сорочинская МБ» была доставлена несовершеннолетняя И., с признаками токсической энцефалопатии на фоне алкогольного опьянения.
10.10.2024 |